Мы предупреждаем «большую четверку»

21 августа в информационном агентстве «Интерфакс» состоялась пресс-конференция руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева по поводу вступления в силу «второго антимонопольного пакета». Портал Oil.Эксперт предлагает вашему вниманию ответы на вопросы, связанные с рынком нефтепродуктов.
Заявление в начале пресс-конференции:
— Мы считаем повышение цен в рознице и опте в России, которое осуществлено за последнее время, неадекватным. Мы хотели бы предостеречь нефтяные компании от дальнейшего повышения цен, и, прежде всего, я имею в виду «большую четверку». Мы официально заявляем, что если понадобится возбудить третью серию дел, это будет сделано после 23 августа, когда «второй антимонопольный пакет» вступит в силу и когда у нас будет возможность доказать в суде нашу правоту. Мы такого решения еще не приняли, но обращаемся к компаниям «большой четверки», чтобы они пересмотрели свою политику в отношении оптовых цен внутри страны. Ибо сегодня эти цены почти соответствуют пиковым ценам прошлого года, когда цена на мировом рынке была максимальной, около $120-130 за баррель.
Есть еще несколько очень важных вопросов, связанных со вторым антимонопольным пакетом. После принятия пакета важнейшим направлением деятельности ФАС будет борьба с картелями. Мы, к сожалению, действительно являемся страной картелей. Сговоры на торгах, ценовые сговоры, сговоры о разделе рынка поразили всю экономику нашей страны. Помимо уголовной ответственности, которая, безусловно, будет очень серьезным фактором при борьбе с картельными сговорами, в «антимонопольный пакет» внесены очень важные дополнения, которые позволяют лучше изобличать эти ценовые сговоры. Мы не имеем сейчас и не предполагаем получить в дальнейшем оперативно-розыскные полномочия, но в рамках экономического анализа мы получаем дополнительные возможности, и вместе со следственным комитетом при прокуратуре будем развивать их в ближайшем будущем. Особенно через 60 дней, когда вступят в силу поправки в уголовный кодекс.
Я хочу, чтобы наши предприниматели понимали: наступает новая реальность. Думаю, что это понимают все. Потому что вместо «мертвых» статей УК появляется серьезная статья. И, прежде всего, я обращаюсь к нефтяным компаниям. Нас очень беспокоит ситуация на этих рынках.

Новая статья позволит привлекать высший менеджмент любых компаний к уголовной ответственности.

Вопросы и ответы:
— Расскажите, пожалуйста, подробнее о привлечении к уголовной ответственности в новом законодательстве.
— Ранее действовавшая 178 статья УК РФ была мертвой. В первую очередь, из-за поправок, внесенных в нее в 2002 году. Фактически не было ни одного случая привлечения к уголовной ответственности ни за картели, ни за злоупотребление доминирующим положением, то есть за наиболее опасные правонарушения. Новая статья написана таким образом, что она позволит правоохранительным органам на основании экономического анализа
привлекать гендиректоров и высший менеджмент любых компаний к уголовной ответственности, если есть состав преступления. Под составом преступления в этой статье однозначно называется картельный сговор, или согласованные действия, если компании, вместо того, чтобы конкурировать друг с другом, договариваются о разделе рынка. Либо они действуют в совместном экономическом интересе, то есть, не сговариваясь, без всяких на то причин, параллельно повышают цены.
Такое мощное оружие, как УК, лучше вообще не применять. Но если компания не реагирует на предупреждения и штрафы, то мы будем вынуждены либо налагать огромные штрафы (конечно, до установленных законодательством 15%), либо к этому будут подключаться правоохранительные органы. Мы очень не хотим идти этим путем. Поэтому и создали новый инструментарий, чтобы система сдерживания подобных аппетитов была адекватна вреду, наносимому российской экономике.
— Новый антимонопольный пакет предусматривает наказание для госслужащих в виде дисквалификации на срок до 3 лет. Не слишком ли мягким оно является?
— Мы думаем что дисквалификация – это эффективное наказание, его надо достаточно активно применять, тогда чиновники будут задумываться, а стоит ли им терять хорошее место из-за нарушений?
— На какое звено в ВИНКах обращает внимание ФАС? Заправки, оптовые продавцы, НПЗ? Ведь большая часть заправок не принадлежит крупным компаниям. Как будет работать закон?
— Все цены на нефтепродукты в РФ формирует оптовое звено. Крупные НПЗ формируют всю ценовую политику, потому что маржа самих бензоколонок относительно невелика. Когда я говорю, о том, что происходит сейчас на рынке бензинов, то имею в виду оптовые цены. В последнее время опт резко пошел вверх, естественно, это провоцирует рост цен розничных. Поскольку владельцами этого звена являются по сути 5-6 компаний, 4 из которых коллективно доминируют, то есть попадают под наше законодательство, мы обращаемся к ним. Потому что в рознице уже мало что можно сделать. Если ты купил топливо по соответствующей высокой цене, ты и продавать будешь дороже.

Биржевая торговля будет предоставлять дополнительный индикатор цен

— По какой методике ФАС проводит анализ рыночных цен, на какие ценовые индикаторы опирается? Учитывают ли новые поправки в законодательство необходимость анализа биржевых цен на нефтепродукты, цены электронных площадок, результатов торгов по госзакупкам?
— Прежде всего, отмечу, что биржевая торговля нефтепродуктами уже очень серьезно изменила ситуацию в нашей стране. Но необходимо, чтобы на бирже в Санкт-Петербурге и на других площадках торговалось как можно больше нефтепродуктов. Из всех компаний ясно и недвусмысленно поддерживает биржевую торговлю ТНК-ВР. Очень небольшие партии продает «Роснефть». Другие компании заявляют о своем несогласии с таким механизмом. Согласно «второму антимонопольному пакету» антимонопольный орган получает право требовать от компании-монополиста продавать на биржах часть своей продукции. Это должно делаться в порядке, который определяет правительство РФ. Такой порядок еще предстоит утвердить. Мы будем пользоваться этим, чтобы все эти действия совершались открыто и прозрачно.
Я уже не раз говорил о том, что мы всегда проводим контрольные мероприятия – пытаемся, условно говоря, купить прямо с НПЗ нефтепродукты. Невозможно: посредники, которые, конечно же, являются «продолжением» соответствующего менеджмента, зарабатывают на посреднической марже, а мы с вами все это оплачиваем.
В методиках анализа цен нет ничего сложного. Мы считаем, что наши российские цены существенно привязаны к мировым. Мы полагаем, что расчет справедливой рыночной цены – это мировые цены минус экспортные пошлины минус соответствующая логистика, которая связана с экспортом. Таким образом, мы должны получить базовую цену на НПЗ. Соответственно, розничная цена, не включая маржу, – это цена НПЗ плюс логистика по России. На протяжении всего периода по первым антимонопольным делам ВИНК держали цены выше мировых (с учетом этой формулы) — для своих граждан, для своей экономики, промышленности. А когда мировые цены упали, снижали цены намного медленнее. Мы считаем, что не может быть такой ситуации, когда в добывающей стране цены выше, чем мировые.
100% нефтепродуктов на торгах продавать не нужно, нам просто нужен индикатор. Для того, чтобы цены были близки к справедливым, достаточно продавать примерно 15% того объема, который производится для удовлетворения внутренних нужд. Тогда мы и получим индикатор, а все остальное должно продаваться на основе долгосрочных контрактов, которые дают стабильность всей системе.
При долгосрочных контрактах может использоваться формула цены, которая привязана к мировым ценам, ничего страшного в этом нет.
А биржевая торговля будет чутко реагировать на внутреннюю конъюнктуру и предоставлять дополнительный индикатор, на который также можно ориентироваться в формульных ценах. Но никто не хочет этого делать, и это большая проблема, хотя Президент России заявлял об этом еще в 2004 году

Посредники, которые являются «продолжением» соответствующего менеджмента, зарабатывают на марже

— Получило ли развитие предложение ФАС о том, чтобы выделить из состава ВИНК их розничные сети, с тем, чтобы они закупали топливо на равных условиях с независимыми АЗС?
— Пока эта идея не получила развития. Кроме того, мы хотели принять поправки в законодательство, которые ограничивали бы долю АЗС одной компании на рынке в том или ином регионе на уровне 35%. Но в этом случае компании просто будут уходить в тень, т.е. оформлять свои колонки под другой вывеской. Мы можем, конечно, бросить весь свой аппарат на контроль, и найти нарушителей, но такой механизм будет неэффективным.
Наша политика – мы не даем разрешения нефтяным компаниям на покупку или строительство новых бензоколонок там, где компания занимает доминирующее положение. И всегда приветствуем, когда появляются конкуренты.
— Какими сейчас должны быть цены на бензин по Вашему мнению?
— Я не хотел бы называть конкретные цифры. Одно дело — цена в Москве, другое дело – цена на Камчатке. Но когда мы говорили о 20-рублевом барьере, мы имели в виду поставки на европейскую часть России, в тот момент, когда мировые цены были в районе $33 за баррель. Сейчас они около $70. Учитывая, что доля налогов — примерно 50% от оптовой стоимости, можно легко рассчитать, какая цена на бензин должна быть в Москве. Мы тоже можем это сделать и сравнить с тем, что видим на бензоколонках.

Пошлины на темные и светлые нефтепродукты надо уравнять друг с другом и подтянуть ближе к пошлине на сырую нефть.

— Вы сказали, что на внутреннем рынке цены завышены. Но в случае падения нефтяных цен в мире складывается ситуация, когда высокая экспортная пошлина «не успевает» снизится вслед за динамикой цен. Компании в этом случае терпят убытки, особенно те, которые связаны долгосрочными договорами. Они вынуждены продавать на внутреннем рынке дороже. Справедливо ли в этих условиях наказывать нефтяные компании?
— Напомню, что именно ФАС предложила в прошлом году сократить период мониторинга при определении пошлины до одного месяца, чтобы предотвратить ущерб экспортеров.
Но сегодня за редчайшим исключением (резкое падение цен на внешних рынках), экспорт для компаний гораздо более выгоден. При этом компании порываются вывезти из страны максимальное количество нефтепродуктов. И создать в стране искусственный дефицит, оставить бензина намного меньше, чем требуется нашему хозяйству.
Сегодня мы говорим о том, что пошлины на темные и светлые нефтепродукты надо, во-первых, примерно уравнять друг с другом, во-вторых, подтянуть как можно ближе к экспортной пошлине на сырую нефть. Если принять ее за единицу, то соответствующие пошлины на темные и светлые нефтепродукты, должны находиться в районе 0,8. А они у нас 0,4-0,5. В результате нефтепродукты «уходят» за рубеж. Кроме того, дефицит специально, на наш взгляд, усугубляется остановками НПЗ на ремонт. Почему-то это происходит весной и осенью, когда наблюдается максимальная потребность в нефтепродуктах. Это продолжается из года в год, мы об этом говорили на многих правительственных совещаниях. Это совершенно недопустимая вещь.
При этом для нас не важно абсолютное значение пошлины на сырую нефть, она может быть и ниже. Это вопрос к Правительству и Министерству финансов.
— В сферу компетенции ФАС входит контроль за соблюдением законодательства о госзаказе. Какие Вы можете отметить законодательные изменения в данной области?
— Действительно, вступают в силу поправки в ФЗ №94. С их введением почти полностью формируется законодательная база для проведения торгов по товарам и услугам через Интернет. Я бы хотел отметить принципиально важные вещи.
Во-первых, в интересах малого бизнеса крупные лоты на аукционах должны дробиться на более мелкие, их должно быть не менее 10% от общей суммы заказа в рублях. Соответственно, огромное количество лотов должно быть предложено на рынке уже в следующем году. Те заказчики, которые не сделают это, подвергнутся большим штрафам.

Дисквалификация – эффективное наказание, угроза потерять хорошее место.

Еще одно новшество, думаю, вызовет серьезную критику. При проведении электронных аукционов заказчик, будет видеть только зашифрованные имена компаний, он не будет знать, кто именно торгуется с ним до завершения аукциона. Только после этого заказчик получит расшифровку наименований.
Думаю, некоторые наши госслужащие будут резко против этой нормы, которая призвана препятствовать сговору заказчика и компании, в пользу которой хочется отдать соответствующий лот. Сейчас наблюдается опасная тенденция – многие из госзакупщиков, обладающие властью, угрожают неугодным компаниям, чтобы те не приходили на торги. Необходимо воспрепятствовать этому. Соответственно необходимо карать и торговые площадки, если они станут раскрывать имена участников заранее.
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
24 комментария
  1. Непонятно, почему ФАС так недовольна ценами на топливо? Цены в России низкие, гораздо меньше мировых. Да и государству от роста цен на топливо только выгода.

    1. Высокие экспортные цены на нефть и нефтепродукты в условиях еще больших мировых цен на это сырье, конечно, — источник нефтедолларов для российского бюджета. Но вот наживаться на внутреннем потребителе — это, по крайней мере, неморально. Да и стратегически неэкономично. Это перекладивать всю посреднеческую маржу, прибыль НПЗ и налоги для государства на потребителя, деля общество на 1% богатых и 99% бедных.

    2. Сергей, а как Вы смотрите на рост цен (в т.ч. и на НП) в условиях, когда уже нет возможности разширять производственные мощности (в даном случае — трудно поддерживать нефтедобычу на прежднем уровне)? Я имею ввиду класическую вертикальную прямую совокупного предложения.

      1. Я положительно смотрю на рост цен на нефтепродукты в любых условиях. Дорогое топливо способствует модернизации экономики и улучшает экологию. Низкие цены ведут к бесцельной растрате невозобновляемых ресурсов.

        1. Разве всегда при высоких ценах есть стимул к модернизации? Производители пользуются текущим положением дел и не думают о будущем.

          1. Согласен с вами, нет никаких гарантий, что производители топлива будут вкладывать полученную прибыль в модернизацию производства. Вполне возможно, что они решат потратить деньги на другие цели.
            Стимул модернизации возникает у потребителей. Осознавая высокие расходы на топливо, потребители задумываются об энергосбережении, используют более экономные двигатели и т.д. Дешёвое топлипо позволяет коптить небо и не думать о модернизации.

          2. Высокие цены на нефть и НП не стимулируют диверсификацию экономики РФ и дают временный эффект, скажем, наполнения бюджета. Действительно, долгосрочно экономика проигрывает.

          3. В чём же заключается проигрыш?

          4. За принципом «не класть яйца» в одну корзину или за принципом «большие доходы связаны с большими рисками». Это применимо к нефти.

          5. Дорогие цены на бензин стимулируют энергосбережение и экономные двигатели и тем самым снижают спрос на нефть и понижают цены. :) Где-то здесь замкнутый круг.

          6. Сильно понизить цены на нефть нельзя — ресурс невозобновляемый. Экономия топлива приведёт к стабилизации цен. Но это в теории, на практике спекулянты будут раскачивать рынок.

          7. Низкие цены на нефть не покрывают расходов небольших НПЗ. Происходит поглощение одними компнаиями других, чтобы выиграть за счет масштаба. Укрупнение — монополизация — повышение цен монополистом. Опять поле для деятельности ФАС. :)

          8. Приведите, пожалуйста, пример поглощения небольших НПЗ крупными компаниями.

          9. В декабре 2004 «Русснефть» приобрела НПЗ в Краснодарском крае.

          10. Точно, была такая сделка!

          11. А какой смысл строить мини-НПЗ? Требования к качеству нефтепродуктов ужесточаются, а значит, технологии для переработки стоят дороже. Нерентабельно. Да и вообще, об эффекте масштаба в даном случае речи не идет.

    3. Сергей, хочу заметить, что цены в России не «гораздо меньше» мировых. На прошлой неделе расклад был примерно такой:
      Средневзвешенная цена на 92ой в США была 22.41р, а в РФ 21.87р. Особо значительной разницей, я бы это не назвал.
      Больше меня удивило заявление г-на Артемьева: «Из всех компаний ясно и недвусмысленно поддерживает биржевую торговлю ТНК-ВР. Очень небольшие партии продает «Роснефть».» Навскидку могу сказать, что не менее 70% реализуемого через биржы автомобильного топлива поставляется как раз Роснефтью, а вот ТНК в особо активной торговле на биржах, как-то замечен не был.

      1. Игорь, не путайте цены в США с мировыми! США — страна особенная, там бензин дешёвый. Давайте сравнивать с Европой.

        1. Зато США 26% всего бензина потребляет. Так что сложно тут сказать, можно на них ровняться или нет.
          В целом вопрос «справедливой цены» вообще очень интересный. Вот например, баррель-то, конечно, подешевел. Но вот упали ли такие расходы как з/п или расценки нефтесервесных компаний и т.д? Я к чему это говорю, цена нефти на внешнем рынке упала, но это не значит , что себестоимость снизилась. Ведь так?

          1. Соединённые Штаты много чего потребляют. Цены для американских потребителей устанавливаются на низким уровне. Потребление американцев оплачивают другие страны.

          2. Да, согласен не совсем удачный пример. Правда Ваша.

          3. В связи с падением занятости можно допустить некоторый процент снижения зарплатной составляющей в себестоимости бензина.

          4. В нефтедобыче занятость вряд ли сильно упала (иначе как удалось бы сохранить уровень добычи?), но несомненно многие начали оптимизацию расходов.

          5. Вот, скажем, в феврале 2009 руководители British Petroleum и ConocoPhillips заявляли о 4-5%-м сокращении своей рабочей силы до середины этого года.

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Меркель: «Северные потоки» были нужны экономике Германии
Меркель объяснила, почему не остановила строительство «Северных потоков»
Замминистра энергетики РФ и Сийярто обсудили поставки газа после санкций США
Речь идет об ограничениях против Газпромбанка