«Количество площадок для госзакупок будет жестко ограничено»
Закон об обязательном проведении госзакупок на электронных торгах вызвал интерес к вопросу организации электронных торговых площадок. О механизме и особенностях работы ЭТП в интервью Oil.Эксперт рассказала заместитель директора Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития Анна Катамадзе.
— Сколько, на Ваш взгляд, должно существовать электронных торговых площадок (ЭТП) для госзакупок? Будут ли в этом перечне небольшие площадки?
— Для реализации в масштабе всей страны государственной задачи по организации электронных торгов, особенно когда мы выводим крупные контракты на электронные аукционы, и появляются существенные риски, связанные с махинациями, — было бы достаточно одной площадки. Можно было бы принять решение о том, что государство создает одну большую площадку и на ней проводится заказ. Но это не очень эффективно. Понятно, что площадка требует хорошего качества менеджмента, управления. Она не должна превращаться в монополию. Поэтому было принято решение, что площадки будут коммерческими, но их количество будет жестко ограничено до пяти.
Почему до пяти? Это вопрос безопасности. И не в том, кто будет на кнопки нажимать, а в том, каков будет контроль за происходящим на сервере.
Второе – это вопрос стоимости услуг, ведь чем больше площадок, тем меньше аукционов на каждой из них и тем меньше ликвидность каждой ЭТП. При этом вложения в площадку для ее развития должны быть большими. Поэтому надо обеспечить высокую концентрацию аукционов на одной площадке.
Мы обращались к международному опыту, в том числе к опыту корпоративных площадок и больших электронных магазинов. Изучали проблему со всех сторон. И пришли к выводу, что в конечном итоге площадок должно быть не меньше пяти. Если их будет меньше, зла будет еще меньше. Но наличие 5 площадок дает им возможность конкурировать между собой. В том числе и по стоимости услуг.
— Как будет гарантировано совершение условий заключенного контракта?
— Самый первый этап – это задаток, который вносится для участия в аукционе. При заключении контракта – либо банковские гарантии, либо обеспечение деньгами, либо финансовое поручительство крупной компании. На мой взгляд, этого более чем достаточно.
— Кто может быть поручителем?
— Поручителем может выступать любое крупное юридическое лицо. Крупная компания, у которой реально есть собственные активы, собственные средства. По закону крупным признается юридическое лицо, у которого размер собственных средств составляет не менее 300 млн. руб. И поручитель может дать гарантию не более чем на 10% от обеспечиваемой суммы.
Банковские гарантии, поручительство, залоги – это не что-то специфическое, свойственное только для госзаказов. Это совершенно нормальные явления в гражданском обороте. Как финансовые инструменты это не ново, это предусмотрено гражданским кодексом, и их активно используют в бизнесе. В сфере госзаказа этот набор инструментов призван обеспечить три задачи: потребности госзаказчика, равный доступ предпринимателей к размещаемому заказу, и прозрачность торгов, чтобы они проходили не коррупционно, не ангажировано, а чисто. Когда все на равных условиях могут участвовать, и при этом участвуют те, кто действительно могут выполнить заказ, — это и есть нормальные, чистые, конкурентные, прозрачные процедуры.
Для того, чтобы обеспечить прозрачность, нужно допускать всех. А для обеспечения безопасности поставщика, нужно обезопаситься путем поручительства третьего лица, какого-то финансового института, например, банка. Банк, выдавая банковскую гарантию, берет на себя финансовые обязательства за этого подрядчика, и поэтому он многократно его проверит. Точно так же, как если берет кредит частное лицо.
— Все ли виды заказов будут размещаться на электронных площадках?
— Нет, только те, где возможно четко обозначить техническое задание. Ведь когда присутствует творческая составляющая, не всегда понятен результат. Никогда не будут размещаться заказы, связанные с творческими направлениями. Такие, как, например, проектирование или научно-исследовательские работы, аварийно-спасательные работы. А заказы на продукцию, на оборудование – будут всегда размещаться на ЭТП.
— Кто может выступать в роли заказчика от имени государства?
— Уже сейчас на федеральном портале зарегистрировано около 20 000 организаций. Это организации бюджетополучатели, которые размещают федеральный заказ. Как только мы выйдем на общероссийский портал, эта цифра удесятерится. Потому что это будет любой бюджетополучатель на муниципальном, региональном уровне. Поэтому мы и должны упорядочить работу с сайтом. Иначе возникнут большие проблемы, к примеру, с идентификацией лиц, работающих на портале и т.д. В этом направлении мы работаем с Федеральным казначейством.
Анна, а что касается нефти, нефтепродуктов и нефтехимической продукции…
Они тоже будут торговаться на единой торговой площадке?
Какой смысл в биржевых торгах нефтью? Кто её будет покупать? В России нет независимых НПЗ, а нефтяные компании обеспечат свои заводы сырьём без биржи.
Да, а на западе свобода и равенство.
На западе все давно под контролем и довольно жестким, да и к тому же с расписанным графиком.
Ничего торгуют и еще создают видимость рыночных свободных отношений, и никто особенно и не возникает и у них.
Сергей, а Анна, как раз ничего не говорит про биржевые торги. Речь идет об электронной торговой площадке.
Хорошо, площадки. Кто там будет торговать нефтью? 6 ВИНК между собой?