«В отрасли нет четкой правовой базы и прописанных механизмов исполнения»

Андрей Храмкин, директор Института Госзакупок РАГС, в интервью Oil.Эксперт обозначил целый пласт проблем, связанных со сложностью закупки ГСМ для бюджетных организаций и органов власти. Госзаказ как механизм стимулирования рыночных отношений в бюджетном секторе экономики при грамотно сформированной нормативно-правовой базе – тема нашей беседы.
— Какие аспекты сферы Госзакупок кажутся Вам наиболее уязвимыми и представляют реальную тему для законотворчества?
— Говоря о госзаказе на рынке нефтепродуктов, конечно, интересно говорить о самых крупных поставках, рассматривать глобальные знаковые контракты с Госрезервом, с Минобороны и аналогичными структурами, но так как обычно это большие суммы и количество таких контрактов не слишком велико, к тому-же большая часть вопросов по таким закупкам решается в ходе переговоров на предварительной стадии, до формальной процедуры размещения заказа. Я бы затронул менее масштабные, более повседневные, но не менее важные вопросы размещения заказов «малых» и «средних» государственных заказчиков. Закупки горюче-смазочных материалов (ГСМ) для органов власти и бюджетных учреждений можно отнести к «стандартным» закупкам – они осуществляются всеми бюджетополучателями. И уж если такие закупки проводятся не ежедневно, то один раз в квартал такую закупку проводит каждый государственный заказчик.
Существует ряд сложных и неоднозначных вопросов, с которыми приходится сталкиваться практически любому государственному заказчику при проведении закупок нефтепродуктов, и в первую очередь бензина. При закупках ГСМ на уровне конкретной государственной организации, можно выделить ряд наиболее типичных проблем, которые в каждом конкретном случае приходится решать разными, иногда очень экзотическими путями. К таким проблемам относятся: «плавающая» цена, «плавающие» объемы, монополизация рынков на отдельных территориях, использование денежных суррогатов отдельными топливными компаниями, своевременное финансирование государственных контрактов.
К примеру, ни для кого не является секретом что в некоторых регионах России сложилась ситуация монопольного присутствия отдельных топливных компаний. Для государственных заказчиков таких регионов обыденностью является не только диктат цены поставщиком, но и прямой отказ таких монополистов от участия в торгах или котировках на заключение государственного контракта. Как результат, государственные ведомства вынуждены искусственно дробить заказы на мелкие суммы и пытаться неправомерно подвести такие закупки под упрощенные процедуры. Кроме того, отдельными топливными компаниями, для отслеживания текущих расходов по заключенным договорам, используются различного рода денежные суррогаты. Обычно это «топливные карты» рублевого или объемного номинала (в литрах). Следует признать, что это действительно удобно. При этом следует отметить, что отсутствует единый подход к выпуску и номинированию подобных «топливных» карт. В настоящее время, в большинстве случаев, государственные заказчики указывают в требованиях к поставщику ГСМ характеристики «топливных» карт знакомой им по предыдущей работе топливной компании. Это автоматически исключает из числа претендентов на государственный контракт все остальные топливные компании. Соответственно, при проверках таких государственных заказов контролеры трактуют подобные требования как нарушение антимонопольного законодательства.
— Какие могут быть приняты законодательные меры по урегулированию этих проблем?
— В данном случае я вижу два направления разрешения упомянутых проблем. Со стороны государства это может быть внесение изменений в законодательство о госзакупках и предоставление возможности заключения госконтрактов с «плавающей» ценой, с одной стороны, и ужесточение антимонопольного регулирования с целью применения действенных мер по пресечению шантажа локальных искусственных монополий, с другой стороны. В тоже время, очевидно, назрела необходимость разработки отраслевых норм и стандартов, связанных с участием в поставках продукции для государственных и муниципальных нужд.
— С какими сложностями еще можно столкнуться при заключении длительных государственных контрактов?
— Частое изменение цен на нефтепродукты, невозможность их фиксации на длительные сроки из-за резких колебаний цен на сырую нефть в условиях кризиса вещь очевидная и вполне понятная. Это приводит к значительным сложностям с заключением длительных государственных контрактов. Возникает ситуация когда поставщики не готовы зафиксировать единичные расценки на длительный период, а заказчикам законодательно запрещено заключать контракты с плавающей ценой. Результатом является вынужденная необходимость заключения краткосрочных государственных контрактов, что для государственных заказчиков чревато вынесением определения «неэффективного» расходования бюджетных средств со стороны контролеров. В большинстве случаев, государственные заказчики не в состоянии четко определить свои реальные потребности в ГСМ. При проведении крупных плановых закупок на длительные сроки, в условиях действующего законодательства о размещении государственных и муниципальных заказов, это может быть нивелировано заключением государственных контрактов с заранее завышенными объемами и оговоркой об оплате поставленных ГСМ «по фактически исполненным обязательствам». Таким образом, государственные заказчики решают свои проблемы, перекладывая проблему реализации возникающих внеплановых излишков на топливные компании. Хочу отметить, что в некоторых случаях излишки бывают очень значительными, создают компаниям-поставщикам ненужные сложности и приводят к тому, что в дальнейшем они не желают иметь дела с государственным заказом.
— В этих ситуациях логично было бы воспользоваться процедурой хеджирования, а также заключать контракт на закупку, используя биржевые инструменты. Формируется ли на уровне правительства какая-либо правовая база, которая может способствовать бюджетным организациям и органам власти прибегать к управлению ценовыми рисками и к услугам биржи?
— Вопрос использования товарных бирж как одного из инструментов размещения государственного заказа очень неоднозначный. Такая процедура была изначально предусмотрена в Законе № 94-ФЗ, однако за прошедший с 1 января 2006 года период так и осталась невостребованной. Под нее так и не появилось подзаконных актов с четким механизмом исполнения. В середине 2009 года процедуру закупки на товарных биржах исключили из текста Закона № 94-ФЗ.
— Решается ли вопрос по созданию госоргана, консолидирующего заявки малых организаций на госзакупки?
— Возможность подобной консолидации уже законодательно предусмотрена. В Законе №94-ФЗ такой орган называется Уполномоченный орган по размещению заказа. На уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований упомянутые уполномоченные органы уже созданы и успешно функционируют. На федеральном уровне вопрос об уполномоченном органе неоднократно рассматривался, но решение о его создании так и не было принято.
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Центробанк продлил ограничения на снятие наличной валюты на полгода (Видео)
Регулятор оставил ограничения на снятие наличной иностранной валюты до 9 сентября текущего года.
Глава Минэнерго США потребует 20 миллиардов долларов для пополнения запасов нефти
Министр энергетики США Крис Райт планирует изыскать до 20 миллиардов долларов для достижения поставленной президентом Дональдом Трампом цели - пополнить истощенные запасы нефти до максимальной мощности.